Лукреций

Материалистическая философия Эпикура кажется ему вдохновляющей и поэтической. Он стремится познакомить с этой философией своих соотечественников. Учение Эпикура имело как бы две стороны: Знаменитый эллинистический мудрец учил в своих уединенных садах наслаждаться простыми и здоровыми благами жизни, вдали от политических страстей и городского шума; он открывал также своим слушателям и тайны устройства вселенной, развивая и дополняя по-своему основные положения атомистической философии Демокрита. Лукреция привлекла главным образом научная часть учения. Он стал пламенным проповедником материализма Эпикура, и благодаря поэме, представляющей огромную научную ценность, основные положения античной материалистической философии были сохранены для нас.

Статья: Лукреций

Лукреций поэт в. Русский историк Древней Церкви В. Сколько ни ухищрялись филологи придавать ему строго возвышенное значение, однако корень его в слове — связывать, и религия, поэтому, означает нечто сдерживающее, как невидимая узда, прекращающая движение вперед, заставляющая иногда отступить, иногда шарахнуться назад.

Это определение видимо не лишено основания, если мы будем помнить о том страхе, который испытал Адам после грехопадения. Пока человечество не знало классовой разделенности, религии как система верований не существовало.

Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о перед непознанными явлениями природы: первых богов на земле создал страх.

Скачать Скачано 11 И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом. Таким, во всяком случае, он представляется нам по сохранившимся отрывкам его учения. Относительно Лукреция этого сказать, нельзя, хотя мы и не знаем, чем он был в действительной жизни.

Его произведение исполнено истинного вдохновения, светится человеческой любовью и пламенеет ненавистью борца. Он не просто эхо Эпикура, как его иногда представляют, не переводчик греческой прозы на размеренный латинский стих, рабски преклоняющийся перед недосягаемым образцом. Его поэма блещет собственными глубокими мыслями, полна гениальных прозрений, основанных на значительной научной работе, на наблюдениях и исследованиях.

Эпикур только главный его учитель и вдохновитель. Но он своеобразен и глубокомыслен, он поражает нас порою богатствами своего ума.

2.2. Религия и свободомыслие в древнем мире и в эпоху средневековья

Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения того, что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые процессы. С возникновением классового общества, с появлением людей ум- ственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявля- ется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества.

Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось нерав- номерно.

Еще у римлян Лукреций (поэт I в. до Р. Х.) выразил античное учение о том, как появилась религия у людей: timor fecit deos (страх привел к созданию Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не.

Первая религия — вера в загробную жизнь — возникла примерно 60 тыс. Что же послужило причиной появления религиозных верований? Как считал Лукреций, первых богов породил страх. Именно страх преследовал человека и в стаде, и в племени, и в классовых формациях. Страх — спутник и современного человека, и в будущем как эмоция он будет посещать его часто. А с ним и геронтократию — власть старейших членов общин.

Теперь к словам Лукреция можно добавить: Бердяев в начале х годов назвал коммунизм казенной религией. Термин, на мой взгляд, неточен, так как любая религия у власти — казенная. Догмы всякой веры, в том числе и коммунистической, — лишь торжественное фразерство. Ленин, выступая перед солдатами на Красной площади, сказал: Если учесть, что продолжительность жизни в г. Так что же это, как не фразерство, как не обещание чуда? Ленин, будучи тогда, в г.

Философия Лукреция Кара

Посмотреть видео по теме Статьи И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом.

Кажется, Лукрецию, римскому поэту и философу, принадлежит мысль о том, что страх создал богов. И вера изгоняет этот страх.

Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае например, в учениях локаятиков и Ван Чуна. Античные знания о религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих и римских философов с в.

Они осмысливали политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом. Для возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с в. Ферекид и Теаген трактовали мифы в природно-космологическом плане. Ферекид разумел под Зевсом эфир, под Хтонией — Землю, а Теаген считал, что в рассказах Гомера о противоборстве богов аллегорически выражено противоборство элементов.

Разнообразие вариантов в аллегорических трактовках мифов создавало почву для распространения в античном обществе представлений о естественном происхождении религии. Ксенофан из Колофона заметил, что разные народы создают образы богов соответственно своим особенностям. Для него религия являлась продуктом коллективного творчества.

. - Философия как предмет науки

Истоки философии религии в учениях мыслителей Древнего мира, Средних веков и Возрождения. Религиоведческие идеи в Древнем Мире. Современные философские знания о религии зародились более чем две с половиной тысячи лет тому назад в философских учениях Древнего мира, а именно, в античной Греции и Риме, а также в Китае.

Основоположникомособой «социологической» концепции религии является французский социолог «Страх создал богов», — таково заключение древних материалистов. Римский философ Тит Лукреций (гг. до н. э.).

Нам неизвестны обстоятельства жизни этого философа-поэта, но можно составить представление о времени появления его поэмы из письма Цицерона, датируемого февралем 54 г. Возможно, что Лукреций родился в 95 г. Есть основания считать датами его жизни 99—55 гг. Во всяком случае, это первая половина в. Это настоящая энциклопедия эпикуреизма. и , учение о душе и ее свойствах кн. , учение о богах, о происхождении знания и физиология человека кн.

Объяснение землетрясений и вулканической деятельности, описание климатических явлений, рек и горячих источников сменяются в кн. Красной нитью проходит через всю поэму антирелигиозная и этическая проблематика, выходы к которой содержат чуть ли не все научные вопросы, рассматриваемые в поэме.

Д. Дилите. Римская литература. Лукреций / Античная литература

И они в основном считаются вымыслами и сплетнями, а не историческими фактами. Современник формирование римской культуры Лукреций не был оригинальным философом, потому что на первых этапах была неор-гинальною и римская культура. Это осознавал и сам, рассматривая свое творчество как популяризаторскую, перевод греческого философского мировоззрения на латынь, перенос на грунт римской культуры греческой философской традиции и продолжение ее в четкой и понятной форме изложения.

Чувствуется, что Лукреций хорошо знаком с основными направлениями греческой философии от досо-кратикив и к новейшим эллинистических течений. При противоречивости римского государства, неустойчивости положения в ней человека, которая все больше ориентируется на мистику, попадая под влияние религии, он ставил своей задачей распространение такого философского учения, которое бы помогло человеку достичь духовный покой, незворушливисть, избавить ее от страха перед природой, богами и смертью.

Целью данной работы является раскрытие понятий религии и нравственного её в зависимость от чувства страха природы (Лукреций, Ван-Энде) и т.п. . страха людей перед грозными явлениями природы (« Страх создал.

Концепции возникновения религии Божественное начало Самые первые попытки этиологии объяснения культуры в истории человечества имели теологический характер, то есть, все человеческие открытия и изобретения рассматривались как дар божий. Заблуждения человека В античности возникли первые концепции, объясняющие происхождение религии. По данной версии роль религиозных воззрений заключается в том, чтобы освободить человека от ужаса, дать ему ощущение стабильности и непрерывности жизни.

Подтверждением может служить наличие в каждой религии включая самые древние сотериологических учений, обещающих вечное спасение, дарующих надежду на вечную жизнь, тем самым компенсирующих ужас перед смертью. Феноменология религии, в частности Р. Однако, воплощая идеи в культурной деятельности, человек создает лишь слабое подобие идеального мира. Считалось, что художник, архитектор сами ничего не изобретают, но Дух божий вложил идеи и образы им в голову или вообще водит рукой иконописца, направляет действия каменщика, строителя, составителя книги.

Так, в конце концов, произошло обожествление реальных людей, им стали поклоняться и чтить в веках.

Атеизм в рабовладельческом общесте / Настольная книга атеиста

Такие идеи отчетливо прослеживаются в сохранившихся письменных памятниках литературы, таких как: В этих произведениях, самые ранние из которых относятся к началу тысячелетия до н. Место мифологических богов у чарваков заняли обобщенные стихии — воздух, вода, огонь, земля, из которых состоит все, в том числе человек с душой, неотделимой от тела.

человек создал богов, демонов, в свою очередь повергающих верующих Теория страха не только достояние античности (Демокрит, Лукреци и др.) что страх не есть достаточное основание, объясняющее религию, что .

Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия. Философское образование, по всей вероятности, получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон брат знаменитого оратора, политического деятеля в философа. В поэме Лукреция, этом важнейшем литературном памятнике античного материализма, наиболее полно и аргументированно изложено атомистическое учение.

Эпикура, опирающееся в свою очередь на идеи Демокрита. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния — до н.

Biblical Series I: Introduction to the Idea of God

Categories: Без рубрики

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как избавиться от страхов, нажми здесь!